О состоянии преступности и правонарушений среди несовершеннолетних в Лепельском районе за 2019 г.

05.02.2020

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным обществом, является снижение уровня преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними, их профилактика.

Преступность несовершеннолетних отличается динамичностью, высокой степенью латентности. Люди, ставшие на путь совершения преступлений в раннем возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и, как правило, представляют собой резерв для взрослой преступности. Дети составляют одну из наименее защищенных социальных групп. Такое направление, как профилактика преступности в смысле защиты от нее, защита поражения социальных групп «криминальным вирусом», имеет наибольшее значение именно применительно к несовершеннолетним. Отсутствие профилактической работы с несовершеннолетним, вставшим на путь противоправного поведения, приводит к совершению им преступлений и правонарушений в дальнейшем, а также последующей невозможности их перевоспитания во взрослом возрасте.

Проведенные органами прокуратуры проверки и анализ имеющихся данных свидетельствуют о том, что в районе правоохранительными органами во взаимодействии с местными исполнительными и распорядительными органами, комиссией по делам несовершеннолетних, органами образования, здравоохранения, занятости населения, другими учреждениями и организациями проводится значительная работа по профилактике безнадзорности, правонарушений и иных антиобщественных действий несовершеннолетних и молодежи, выявлению и устранению их причин и условий, охране прав детей.

Вместе с тем, статистические данные за 2019 г. свидетельствуют о наличии проблем в сфере профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

За 2019 г. несовершеннолетними в районе совершено 4 преступления, что на 1 преступление меньше, чем за аналогичный период 2018 года. Удельный вес данных преступлений в общей структуре преступности составил 1,9% при среднеобластном показателе 2,5%.

В структуре преступности несовершеннолетних, по-прежнему, основными видами противоправных посягательств являются преступления корыстной направленности: 4 хищения имущества (3 кражи, 1 хищение путем использования компьютерной техники).

В совершении преступлений принимало участие 4 (2018 г. – 2) подростка. 1 несовершеннолетний обучался в ГУО «Боровская средняя школа», 2 подростка в УО «ЛГАТК», 1 несовершеннолетний в УО «Ульский ПТЛ».

Несовершеннолетними совершено 2 преступления в группе за 2019г. (2018 г. – 0).

Преступления несовершеннолетними совершались на территории Боровского сельского Совета, 2 преступления на территории г.Лепеля, 1 преступление на территории Волосовичского сельского Совета.

Не всеми государственными органами, субъектами профилактики уделялось должное внимание вопросам профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, исполнения законодательства о несовершеннолетних.

Основными видами правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на территории района, по-прежнему, являются правонарушения, предусмотренные ст.17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте в состоянии опьянения) – 58 (2018 г. - 47), что составляет более половины всех правонарушений. Увеличение данного вида свидетельствует о низкой профилактической работе в указанном направлении.

Из 58 несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение, предусмотренное ст.17.3 КоАП Республики Беларусь, 53 или 91,38% - учащиеся УО «Лепельский государственный агротехнический колледж».

Таким образом, вышеуказанные количественные показатели совершения подростками преступлений и правонарушений свидетельствуют об имеющихся просчетах профилактической деятельности в УО «Лепельский государственный агротехнический колледж». Полагаю, что деятельность данного учреждения образования необходимо взять на постоянный контроль, периодически заслушивая ответственных должностных лиц, а также руководителей колледжа на заседаниях КДН Лепельского райисполкома, заседаниях райисполкома по вопросам профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

Следует также отметить, что большинство правонарушений несовершеннолетними совершается в период времени с 18 до 24 часов (по ст.17.3 КоАП – все). Указанная ситуация требует обратить пристальное внимание на занятость несовершеннолетних в вечернее время и нахождение их без присмотра в ночное время.

В первом 2019 г. прокуратурой района проведено 5 проверок исполнения законодательства о несовершеннолетних и молодежи, в том числе 2 о профилактике безнадзорности и правонарушений, преступлений среди несовершеннолетних, 1 о защите прав детей и молодежи, 2 проверки о соблюдении законодательства о безопасности несовершеннолетних. По результатам проверок внесено 5 представлений, вынесено 5 предписаний, принесено 4 протеста, 15 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

В ходе проведения проверок были выявлены нарушения требований законодательства. В частности, прокуратурой района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявлены нарушения законодательства в деятельности инспекции по делам несовершеннолетних Лепельского РОВД, КДН Лепельского райисполкома. В ходе проверки установлены многочисленные нарушения законодательства.

Также прокуратурой Лепельского района был произведен анализ соблюдения законодательства в учреждениях образования района действующего законодательства при организации образовательного процесса, организации получения дополнительного образования.

В ходе проверки были установлены многочисленные нарушения при организации получения дополнительного образования в ГУО «Гимназия имени И.М. Ерашова г.Лепеля», а также ГУДО «Лепельский районный центр детей и молодёжи».

Так при посещении 05.03.2019 спортивной секции по баскетболу, организованной ГУДО «Лепельским районным центром детей и молодежи» на базе ГУО «Гимназия имени И.М. Ерашова г. Лепеля», было установлено, что фактически занятия не проводились. Как следует из документов, предоставленных ГУДО «Лепельский районный центр детей и молодёжи» 01.03.2019 педагогом дополнительного образования Ткаченко С.Н. было написано заявление об увольнении с 06.03.2019, о чем был издан соответствующий приказ. 05.03.2019 Ткаченко С.Н. было написано заявление о предоставлении 05.03.2019 отгула без сохранения заработной платы, о чем также был издан соответствующий приказ. Однако в журнале планирования и учета работы данного объединения по интересам имеются отметки о проведении 05.03.2019 и 06.03.2019 занятий, и даже проставлены отметки об отсутствующих на занятиях несовершеннолетних. Аналогичная ситуация была выявлена при проверке журнале планирования и учета работы объединения по интересам «Футбол», педагогом также являлся Ткаченко С.Н.

Также было проверено функционирование объединения по интересам ДЮСТ «Тинейджер», работа которого организована ГУО «Гимназия имени И.М. Ерашова г.Лепеля».

Установлено формальное функционирование кружков, что не способствует профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. А лишь позволяет руководителям учреждений образования отчитываться о принимаемых мерах по организации внеурочной занятости несовершеннолетних, которая должна способствовать профилактике безнадзорности и правонарушений.

По результатам указанной проверки в адрес начальника отдела по образованию Лепельского райисполкома внесено представление.

В прокуратуре района на постоянном контроле находятся вопросы исполнения Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18), периодически проводятся проверки по данному вопросу.

Также была проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности учащихся в УО «ЛГАТК», в ходе которой также установлены многочисленные нарушения пожарной безопасности.

В целях обеспечения качественной подготовки учреждений образования к учебному году, распоряжением председателя Лепельского районного исполнительного комитета от 04.07.2019 № 200р создана комиссия по приемке готовности учреждений образования, в состав которой включены: заместитель председателя райисполкома, должностные лица отдела по образованию, помощник врача гигиениста ГУ «Лепельский РайЦГЭ».

Создание комиссии, обследование и приемка готовности учреждений образования обусловлены необходимостью обеспечения качественного образовательного процесса в новом учебном году, выявления имеющихся недостатков, их своевременного устранения, недопущения возникновения травматизма.

Результаты проверки показали, что первостепенной задачей комиссии являлась приемка школ в кратчайшие сроки, в связи с чем вопросы обеспечения безопасности учащихся, соблюдения санитарно-гигиенических правил остались без внимания.

Так, согласно графику приемки школ, утвержденного вышеназванным распоряжением райисполкома, для приемки одного учреждения образования отводилось по 15-60 минут (!) с учетом времени пути комиссии непосредственно до местонахождения учреждений образования.

Придерживаясь исполнения данного графика, комиссией 13.08.2019 в период времени с 09 до 13 часов проведено обследование 10 учреждений образования, по результатам которых выданы паспорта готовности школ к учебному году.

Вместе с тем, результаты надзорных мероприятий, проведенных прокуратурой района свидетельствуют о наличии многочисленных нарушений требований Правил пожарной безопасности, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14.03.2014 № 3 (далее – ППБ 01-2014).

Так, прокуратурой района в ходе посещения общежития №2 УО «Лепельский государственный аграрно-технический колледж» (далее – УО «ЛГАТК») 19.09.2019 были установлены следующие нарушения пожарной безопасности.

Общежитие №2 представляет собой четырехэтажное здание, связанное с учебным корпусом. Имеется две лестницы (одна основная от главного входа, и лестница между общежитием и учебным корпусом, ведущая к запасному выходу). На каждой лестнице на лестничной площадке каждого этажа установлены пожарные щитки с первичными средствами пожаротушения (1 порошковый огнетушитель и 1 пожарный рукав).

Вместе с тем установлено, что на лестничной площадке второго этажа основной лестницы имеется пожарный щиток, в котором имеются пожарный рукав и огнетушитель. Несмотря на то, что срок перезаправки огнетушителя наступает в 2020 году, стрелка датчика огнетушителя находится в красной зоне, что говорит о невозможности его использования при чрезвычайной ситуации.

Также на лестничной площадке четвертого этажа запасной лестницы имеется пожарный щиток, в котором имеются пожарный рукав и огнетушитель. В ходе проверки огнетушитель пустой, стрелка датчика находилась в красной зоне. Согласно имеющимся на огнетушителе отметкам, последнее обслуживание данного огнетушителя было проведено в июле 2011 года, датой проведения следующего обслуживания определен июль 2016 года, однако никаких отметок о последующем обслуживании не имеется.

Кроме того все пожарные рукава в данном общежитии находятся в неработоспособном состоянии (следы перекатки рукавов отсутствуют, находятся в слёжанном состоянии, что может повлечь невозможность подачи воды по данным рукавам), согласно пояснительным надписям в противопожарных щитках, последние даты перемотки датируются июлем 2018 года, либо 2017 годом. Данные факты противоречат п.177 ППБ 01-2014, согласно которому проверка состояния наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения на объекте должна проводиться не реже одного раза в 6 месяцев. Контроль за состоянием наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения осуществляется ответственными лицами: пожарных кранов - путем проверки комплектации и внешнего оформления (установленного ТНПА), пуска воды (за исключением кранов, подключенных к питающим трубопроводам спринклерной установки пожаротушения); ревизии запорной арматуры, просушки (при необходимости) и перекатки пожарного рукава с составлением акта проверки произвольной формы.

При изучении имеющейся в УО «ЛГАТК» документации, связанной с противопожарной безопасностью, было установлено, что сведения, размещенные в общежитии №2 о лице, ответственном за пожарную безопасность, не актуальны.

Однако, в соответствии с паспортом готовности помещений (общежития №2) учреждения образования УО «ЛГАТК» к 2019-2020 учебному году, нарушений пожарной безопасности установлено не было, указано, что имеется документация по пожарной безопасности.

Изучением контрольно-наблюдательного дела инспекции надзора и профилактики Лепельского РОЧС УО «ЛГАТК» установлено, что 27.06.2019 Лепельским РОЧС был проведён мониторинг, по результатам которого директору УО «ЛГАТК» внесены рекомендации, согласно которым в общежитии №2 было предложено провести следующие мероприятия: разработать планы эвакуации людей при пожаре согласно постановления МЧС от 20.04.2018 №21; обеспечить эвакуационные выходы возможностью свободного открывания изнутри без ключа.

До проведения мониторинга, последние профилактические мероприятия со стороны Лепельского РОЧС проводились 10.05.2018 (профилактическая беседа).

Кроме того, установлено, что в аптечке, находящейся на вахте учебного корпуса №3 УО «ЛГАТК», большинство лекарств с просроченным сроком годности («Валидол» годен до 11.2017, «Нифуроксазид» - до 05.2018). Данные нарушения могут привести к нанесению вреда здоровью учащихся при оказании им первой медицинской помощи.

Вышеизложенные факты нарушений законодательства, о безопасности учащихся их прав и законных интересов, могли привести к несчастным случаям в учреждении образования, сформировать в обществе негативное мнение об уровне подготовки учреждений образования и качестве организации учебного процесса.

Прокурор Лепельского района

младший советник юстиции В.М. Жигимонт