О состоянии борьбы с коррупционными преступлениями и правонарушениями на территории Лепельского района

07.02.2017

Учитывая требования Главы государства о решительной борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями, вопросы предупреждения и пресечения коррупционных проявлений носят актуальный характер и требуют активной работы всех государственных органов. Правоохранительными и иными органами района в 2016 году реализованы организационно-правовые, практические и иные меры, направленные на обеспечение неукоснительного соблюдения требований антикоррупционного законодательства.

Прокуратурой района проанализировано состояние борьбы с коррупционными преступлениями и правонарушениями на территории района в 2016 году.
За 2016 год зарегистрировано 253 преступлений, что на 41 меньше (-13,9%), чем за 2015 год. Уровень преступности на 10000 населения на территории района составил 76,2 преступлений (2015 – 88 преступлений). Данный уровень преступности ниже как среднеобластного (90,9 преступлений), так и среднереспубликанского (97,9 преступлений) уровней.
По направлению борьбы с экономическими преступлениями в районе в 2016 году выявлено 6 преступлений (2015 – 13 преступлений). Выявлено 2 преступления коррупционной направленности (2015 - 11 преступлений), что составляет 0,8% в общей структуре преступности (2015 – 3,7%).
2 преступления коррупционной направленности, выявленные в 2016 году: 1 – ст.210 УК, 1 – ст.426 УК.
Из 2 зарегистрированных преступлений по всем возбуждены уголовные дела: 1 – по ч.2 ст.210 УК, 1 – по ч.3 ст.426 УК. 1 уголовное дело возбуждено прокуратурой района (ч.2 ст.210 УК), 1 - УСК Республики Беларусь по Витебской области (ч.3 ст.426 УК).

Пример возбужденного уголовного дела: 13.06.2016 прокурором района возбуждено уголовное дело №16023120002 по ч.2 ст.210 УК Республики Беларусь в отношении Садовского В.И., депутата Слободского сельского Совета депутатов двадцать седьмого созыва, который, работая председателем Слободского сельского исполнительного комитета, являясь должностным лицом, умышленно, с целью хищения денежных средств, используя и злоупотребляя своими служебными полномочиями, путем составления заведомо ложных контрактов с руководителем государственного учреждения, зная, что обязанности руководителя исполняться не будут, 08.07.2013 и 06.07.2015 от имени Слободского сельского исполнительного комитета заключил контракт, назначив сына Садовского А.В. на должность директора коммунального унитарного предприятия по оказанию услуг населению «Свяда», подписал соответствующее распоряжение о приеме на работу от 08.07.2013 №13 Садовского А.В. на вышеуказанную должность, после чего в группе лиц по предварительному сговору с Садовским А.В., в период времени с 08.07.2013 по 13.05.2016 похитили денежные средства коммунального унитарного предприятия по оказанию услуг населения «Свяда» на общую сумму не менее 15957560 рублей. Уголовное дело в настоящее время производством приостановлено.

Уголовное преследование лиц, совершивших коррупционные преступления, является важной составляющей общей системы мер по противодействию коррупции. Вместе с тем, правоохранительными органами района в 2016 году уголовные дела в суд не направлялись (2015 -2).
Судом Лепельского района в 2016 году уголовные дела коррупционной направленности не рассматривались (2015 – 2).

На эффективности борьбы с коррупцией негативно отражаются допускаемые нарушения требований законодательства со стороны сотрудников правоохранительных органов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, производстве дознания и предварительного следствия, их недостаточная профессиональная подготовка, отсутствие современных методик выявления коррупции.

В 2016 году проведено 3 проверки деятельности ГБЭП Лепельского РОВД: 2 - в рамках общей проверки по соблюдению Лепельским РОВД законодательства об оперативно-розыскной деятельности; 1 – по эффективности выявления преступлений коррупционной и экономической направленности.
По результатам проверки соблюдения Лепельским РОВД законодательства об оперативно-розыскной деятельности в адрес начальника Лепельского РОВД внесено представление, в котором отдельным блоком отражена информация по линии ГБЭП Лепельского РОВД.

Кроме того, при осуществлении надзора за законностью принимаемых сотрудниками ГБЭП Лепельского РОВД решениями по заявлениям и сообщениям о преступлениях, возбуждено 2 дисциплинарных производства, по рассмотрению которых 2 сотрудника ГБЭП привлечены к дисциплинарной ответственности; вынесено 2 требования, по результатам рассмотрения которых 4 сотрудника (по 2 раза каждый) привлечены к материальной ответственности. Кроме того, по трем материалам в адрес начальника Лепельского РОВД направлены 3 письма о ненадлежащей проверке, по результатам рассмотрения которых 4 сотрудника ГБЭП Лепельского РОВД (по 2 раза каждый) привлечены к материальной ответственности.

В 2016 году в Лепельский РОВД направлено 6 указаний в соответствии с пп.11.2 п.11 Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 №644, выявление коррупционных преступлений и правонарушений в различных сферах:
- в филиале ОАО «Витебскхлебпром» сельскохозяйственного производственного предприятия «Прожектор»;
- в Лепельском райисполкоме и ООО «Янтарный берег»;
- в Лепельском филиале Витебского областного унитарного предприятия «Витебскоблтоп»;
- в ОАО «Черейщина», ОАО «Ладосно» и КУПСХП «Боброво» по фактам непроизводительного выбытия скота;
- со стороны должностных лиц организаций агропромышленного комплекса, местных органов управления, обратив особое внимание на распоряжение имуществом и денежными средствами данных организаций, принятие связанных с этим управленческих решений в период проведения массовых полевых работ;
- со стороны должностных лиц Лепельского райисполкома при исполнении законодательства при обследовании состояния многоквартирных, блокированных, одноквартирных домов и их придомовых территорий, признании несоответствующими установленным для проживания санитарным и техническим нормам, предоставлении гражданам денежных компенсаций либо жилых помещений взамен занимаемых в связи с признанием жилья непригодным для проживания.
По результатам исполнения данных указаний коррупционные преступления и правонарушения не выявлялись.

Прокуратурой района постоянно проводится анализ хозяйственных отраслей и социальных сфер на предмет коррупционности с целью определения объектов проверок и своевременного принятия мер реагирования по предупреждению коррупции.
На неудовлетворительном уровне находится деятельность некоторых предприятий, организаций, их руководителей по исполнению требований антикоррупционного законодательства.
В соответствии с ч.1 ст.27 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», руководители государственных и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны принимать установленные законодательством меры, направленные на борьбу с коррупцией.
В 2016 году прокуратурой района проведено 4 проверки исполнения антикоррупционного законодательства:
- контрольная проверка эффективности деятельности комиссии по противодействию коррупции, службы ведомственного контроля и кадровой службы Лепельского районного исполнительного комитета;
- о соблюдении антикоррупционного законодательства в ОАО «Лепельагросервис»;
- о соблюдении антикоррупционного законодательства в УЗ «Лепельская областная психиатрическая больница»;
- о соблюдении на территории района законодательства о государственных закупках.

Кроме того, в 2016 году при проведении проверок исполнения законодательства на предприятиях, организациях в рамках координационного плана в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь №510 проверено исполнение антикоррупционного законодательства в филиале «Лепельская районная племстанция» РУП «Витебское племпредприятие»; в филиале РУП «Витебскхлебпром» СПП «Прожектор»; в Лепельском филиале Витебского областного унитарного предприятии по обеспечению топливом «Витебскоблтоп».
Также проводились мониторинги исполнения законодательства о государственных закупках товаров (услуг) в сельских исполнительных комитетах, предприятиями и организациями района.
По результатам общенадзорных проверок внесено 3 представления.
Представления внесены: председателю Лепельского районного исполнительного комитета (по нарушениям антикоррупционного законодательства); директору ОАО «Лепельагросервис» (обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений); главному врачу УЗ «Лепельская областная психиатрическая больница» (обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений).
Вынесено 4 предписания, в т.ч. 1 – в связи с нарушениями законодательства о государственных закупках (ГЛХУ «Лепельский лесхоз), 3 – о соблюдении коррупционных ограничений (Боровский, Слободской и Стайский сельские исполнительные комитеты).
Принесено 2 протеста, в т.ч. 2 - в связи с нарушениями законодательства о государственных закупках (ЛКУПП ЖКХ «Лепель, КУПП «Боровка»). Данные протесты рассмотрены и удовлетворены.

Кроме того, по результатам проверок 2 лицам объявлены официальные предупреждения о недопустимости нарушений законодательства о борьбе с коррупцией, в том числе 1 - должностному лицу в связи с недопущением нарушений, связанных с искажением государственной статистической информации (ОАО «Лепельагросервис), 1 – физическому лицу о недопущении совершения преступлений, связанных с взяточничеством.
По результатам рассмотрения актов прокурорского надзора 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
К административной ответственности по поручению прокурора района лица не привлекались.
Также в Лепельский районный исполнительный комитет была направлена 1 информационная записка о соблюдении законодательства о государственных закупках по фактам выявленных нарушений.
По результатам надзора за исполнением антикоррупционного законодательства иски в суд не направлялись.
Подробно о примерах выявленных нарушений и актах прокурорского надзора было изложено в информационной записке за первое полугодие 2016 г.

Информируя о состоянии борьбы с коррупционными преступлениями и правонарушениями, считал бы необходимым предложить:
1. Периодически не реже 1 раза в полугодие вопросы борьбы с коррупционными преступлениями и правонарушениями рассматривать на заседаниях Лепельского районного исполнительного комитета.
2. Потребовать от начальника Лепельского РОВД:
- принять организационные и практические меры по повышению эффективности деятельности оперативных сотрудников ГБЭП Лепельского РОВД, вплоть до рассмотрения кадровых перестановок.
- во взаимодействии с иными правоохранительными органами продолжить оперативное сопровождение процесса модернизации производства на агропромышленных предприятиях района, а также всех реализуемых на территории района инвестиционных проектов, связанных с выделением бюджетных средств;
- в первом полугодии 2017 г. провести оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выявление фактов коррупционных правонарушений и преступлений, связанных с хищением, взяточничеством, нарушением требований законодательства о государственных закупках в сферах агропромышленного комплекса, здравоохранения, образования, расходования бюджетных средств.

О результатах рассмотрения информационной записки и принятых мерах прошу письменно сообщить в прокуратуру района.

Прокурор Лепельского района
старший советник юстиции О.А.Нестерёнок