О состоянии преступности и правонарушений среди несовершеннолетних в Лепельском районе за 2016 год

07.02.2017

Приоритетность задач обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних, предупреждения и пресечения правонарушений с их стороны, безнадзорности, профилактики гибели и травматизма неоспорима. В преамбуле Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» определено, что важнейшей политической, экономической и социальной задачей Республики Беларусь является всесторонняя, гарантированная государством и обществом защита детства, семьи и материнства для нынешнего и будущих поколений. Особая забота и социальная защита гарантируются детям, временно либо постоянно лишенным своего семейного окружения или оказавшимся в других неблагоприятных условиях и чрезвычайных ситуациях.

Проведенные органами прокуратуры проверки и анализ имеющихся данных свидетельствуют о том, что в районе правоохранительными органами во взаимодействии с местными исполнительными и распорядительными органами, комиссией по делам несовершеннолетних, органами образования, здравоохранения, занятости населения, другими учреждениями и организациями проводится определенная работа по профилактике безнадзорности, правонарушений и иных антиобщественных действий несовершеннолетних и молодежи, выявлению и устранению их причин и условий, охране прав детей.

В 2016 году несовершеннолетними в районе совершено 11 преступлений, что на 1 преступление или на 10% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Удельный вес данных преступлений в общей структуре преступности составил 5,7% при среднеобластном показателе 3,7%.

В структуре преступности несовершеннолетних, по-прежнему, основными видами противоправных посягательств являются преступления корыстной направленности: 10 хищений имущества, в том числе 1 – разбойное нападение, 1 – грабеж, 8 - кражи.
Кроме того, несовершеннолетним совершен 1 факт угона транспортного средства. В совершении преступлений принимало участие 16 (2015 – 6) подростков. При этом несовершеннолетними Алешевичем С.В. и Лапикусом С.Н. одними и в группе с другими несовершеннолетними совершено по 3 преступления.
Из 16 участников совершения преступлений, 6 обучались в УО «Лепельский государственный профессиональный лицей», 1 – в Ульском ГПЛ, 4 – в Заслоновской СШ, 2 – в гимназии г. Лепеля, по 1 – в СШ №1 г. Лепеля и Боровской СШ, 1 несовершеннолетний не работал и не учился.
Также следует отметить, что 5 из 11 преступлений или 45,5% (2015 – 3 из 10 или 33,3%) совершены несовершеннолетними в группе. При этом все преступления совершены группами из одних несовершеннолетних. Указанные обстоятельства свидетельствуют о недостаточной профилактической деятельности сотрудников ИДН Лепельского РОВД в части проводимой работы по разобщению преступных групп.
2 преступления совершены несовершеннолетними, которые ранее были судимы за совершение преступлений.
Преступления несовершеннолетними совершались на территории г. Лепеля, Лепельского, Боровского и Горского сельских Советов.

Не всеми государственными органами, субъектами профилактики уделялось должное внимание вопросам профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, исполнения законодательства о несовершеннолетних.
Основными видами правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на территории района, по-прежнему, являются правонарушения, предусмотренные ст.ст.17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте в состоянии опьянения) – 49 (2015 – 57), что составляет более половины всех правонарушений.
Из 49 несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение, предусмотренное ст.17.3 КоАП Республики Беларусь, 22 или 44,9% - учащиеся УО «Лепельский государственный профессиональный лицей», 13 или 26,5% - учащиеся УО «Лепельский государственный агротехнический колледж». В отношении 1 несовершеннолетнего дважды составлены протоколы об административном правонарушении за повторное распитие спиртных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде, который обучался УО «Лепельский государственный профессиональный лицей».

Таким образом, вышеуказанные количественные показатели совершения подростками преступлений и правонарушений свидетельствуют об имеющихся просчетах профилактической деятельности в УО «Лепельский государственный агротехнический колледж» и УО «Лепельский государственный профессиональный лицей». Полагаю, что с учетом объединения учебных заведений на заседании КДН Лепельского районного исполнительного комитета следует заслушать с отчетами ответственных за данное направление деятельности должностных лиц указанных учебных заведений.

Следует также отметить, что большинство преступлений и правонарушений несовершеннолетними совершается в период времени с 18 до 24 часов. Указанная ситуация требует обратить пристальное внимание на занятость несовершеннолетних в вечернее время.

В 2016 году прокуратурой района проведено 6 проверок исполнения законодательства о несовершеннолетних и молодежи, в том числе о профилактике безнадзорности и правонарушений, преступлений среди несовершеннолетних, о защите прав ребенка о здравоохранении, о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По результатам проверок внесено 5 представлений, вынесено 11 предписаний, принесено 4 протеста, 26 лиц официально предупреждены о недопустимости нарушений законов, 8 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, 4 – к административной, подготовлено, направлен в суд 2 иска о лишении родительских прав, 1 иск рассмотрен и удовлетворен.
Прокурорскими работниками проведено 30 лекций, выступлений, профилактических бесед в учреждениях образования города с разъяснениями несовершеннолетним и их законным представителям ответственности за противоправное поведение, 17 выступлений в СМИ.

В ходе проведения проверок были выявлены нарушения требований законодательства. В частности, прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ходе которой выявлены нарушения в действиях сотрудников Лепельского РОВД. По результатам проверки начальнику Лепельского РОВД внесено представление, которое рассмотрено, начальник ИДН Лепельского РОВД привлечен к дисциплинарной ответственности, двое сотрудников службы привлечены к материальной ответственности. О выявленных нарушениях подробно излагалось в информационной записке за первое полугодие 2016 г.
Установлены нарушения законодательства в деятельности отдела образования, спорта и туризма Лепельского райисполкома в части нарушений законодательства по выявлению несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении, нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучия населения в деятельности оздоровительных лагерей для несовершеннолетних. По выявленным нарушениям в адрес начальника отдела внесено представление.
В соответствии с ч.2 ст.116, ч.1 ст.117, ч.2 ст.143 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье на отделы образования горрайисполкомов возложены функции по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, осуществлению защиты их законных интересов.
Согласно ст.13 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы управления образования организуют в отношении несовершеннолетних индивидуальную профилактическую работу, осуществляют координацию деятельности подчиненных им организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Вместе с тем, данные требования законодательства отделом и учреждениями образования не всегда исполняются надлежащим образом, не получают должной оценки сообщения о фактах семейного насилия, явно свидетельствующих о нахождении детей в социально опасном положении.
Так, в семье Курышева А.А. и Курышевой В.Н. воспитываются 2 несовершеннолетних детей – Курышева К.А., 2010 года рождения, и Курышева Д.А., 2015 года рождения. Между родителями регулярно возникали скандалы на семейно-бытовой почве в присутствии детей, когда отец Курышев А.А. находился в состоянии алкогольного опьянения. 06.12.2015 Курышев в состоянии алкогольного опьянения учинил дома скандал в отношении своей жены и причинил последней побои. В отношении Курышева А.А. был составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.9.1 КоАП Республики Беларусь, но в связи с примирением сторон постановлением от 11.12.2015 административное дело было прекращено. По данному факту семейного неблагополучия социальное расследование не проводилось. 15.03.2016 Курышев А.А. привлечен к административной ответственности по ст.17.1 КоАП за мелкое хулиганство, учиненное им дома в отношении жены. По данному факту Лепельским РОВД была направлена информация в отдел образования, а последним она переадресована в УО «Ясли-сад №9». Из информации, предоставленной детским садом №9, следует, что Курышеву Ксению регулярно забирает из сада отец, девочка всегда опрятная, с родителями проведена профилактическая беседа, оснований для постановки в СОП не имеется. Вместе с тем, фактически социальное расследование в полной мере не проводилось, сотрудники ИДН РОВД к участию в расследовании не привлекались, материалы, характеризующие личности родителей, в том числе их психическое состояние, отношение к алкоголю, не истребовались и не изучались. 31.03.2016 в отдел образования поступила информация о том, что Курышев А.А., в состоянии алкогольного опьянения вновь учинил скандал дома в присутствии несовершеннолетних детей. Данный факт семейного неблагополучия, после которого Курышев А.А. покончил жизнь самоубийством через повешение у себя дома, имел место 29.03.2016.

В соответствии с п.3 приложения к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (далее – Инструкция), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 №47, о социально опасном положении детей свидетельствует аморальный образ жизни родителя (злоупотребление алкогольными напитками), привлечение к ответственности по ст.ст.9.1, 17.1, ч.2 ст.17.3 КоАП. В нарушение данных требований законодательства надлежащие меры по защите прав малолетних Курышевых не принимались. Своевременная профилактическая работа с семьей Курышевых в рамках СОП на ранней стадии семейного неблагополучия, возможно, могла бы повлиять на взаимоотношения в семье и предотвратить суицид со стороны одного из родителей.

В ряде случаев учреждениями образования Лепельского района профилактическая работа с трудными семьями проводится формально, без должного взаимодействия с другими заинтересованными службами, как того требует п.23 Инструкции.
В 2015 году в дошкольные учреждения было направлено 4 информации о семейном неблагополучии, за 1 квартал 2016 г. - 3. Материалы о результатах социального расследования из дошкольных учреждений в отдел образования не поступали. Ни по одному сигналу несовершеннолетние в СОП не признавались.
11.03.2016 в отдел образования поступила информация из Лепельского РОВД, согласно которой Алейник Т.П., проживающий в д. Черейщина д.40, не уделяет должного внимания воспитанию своих детей. К информации приложены объяснения Борзилова Ю.А., сожителя Алейник Т.П., который пояснил, что у него с Алейник Т.П. имеется несовершеннолетний сын, 2011 года рождения. Алейник Т.П. систематически употребляет алкогольные напитки. 08.03.2016 в связи с нахождением в состоянии алкогольного опьянения он запретил ей выходить на работу и закрыл в доме, чтобы она присматривала за ребенком, а сам в 20 часов ушел на работу. Вернувшись домой около 5 часов 09.03.2016, дома не обнаружил сожительницу, а ребенок плакал под одеялом. Своей сожительнице он неоднократно говорил, что если она не изменит своего поведения, он будет ставить вопрос о лишении ее родительских прав. Алейник Т.П. не отрицает, что оставила малолетнего ребенка одного, а сама уехала в другую деревню. В случае лишения ее родительских прав она угрожает покончить жизнь самоубийством.
Директором ГУ «Черейщинский детский сад» предоставлена информация только о том, что с 09.03.2016 Алейник Т.П. находится на лечении в УЗ «Лепельская областная психиатрическая больница». Акт социального расследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего в отдел образования не предоставлен. При наличии явных критериев наличия несовершеннолетнего в социально опасном положении, несовершеннолетний в СОП поставлен не был.
Отделом образования, в нарушении требований п.14 Инструкции не проанализировано семейное неблагополучие в семье Алейник Т.П. и не организовано на должном уровне изучение условий жизни и воспитания несовершенного.

Не налажено должного взаимодействия со стороны учреждений образования района с ИДН Лепельского РОВД.
В соответствии с п.18 Инструкции при получении информации о социально опасном положении учащегося (студента, воспитанника, ребенка) по поручению руководителя учреждения образования педагогическими работниками учреждения образования (педагогом социальным, педагогом-психологом и др.) с привлечением инспектора по делам несовершеннолетних проводится изучение положения несовершеннолетнего.
Как показала проверка, в абсолютном большинстве, при изучении положения несовершеннолетнего сотрудники ИДН РОВД не привлекаются.
Причинами и условиями выявленных нарушений явились несоблюдение требований законодательства по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, учреждениями образования, а так же приниженный контроль со стороны отдела образования за деятельностью учреждений образования по раннему выявлению семейного неблагополучия.
По результатам рассмотрения представления прокуратуры района руководители УО «Ясли-сад №9 г. Лепеля» и УО «Черейщинский детский сад Лепельского района» привлечены к дисциплинарной ответственности.

Прокуратурой района в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи выявлены также нарушения законодательства об охране жизни и здоровья детей, противодействия распространения в молодежной среде насилия.
По результатам указанной проверки прокуратурой района в Лепельский районный исполнительный комитет внесено представление.
В прокуратуре района на постоянном контроле находятся вопросы исполнения Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет № 18), периодически проводятся проверки по данному вопросу.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения требований Декрета №18 Лепельским РОВД в части организации работы с обязанными лицами, в ходе которых выявлены нарушения.
По результатам проверки в адрес начальника Лепельского РОВД было внесено представление, которое рассмотрено, 3 сотрудника РОВД были привлечены к материальной ответственности. О выявленных нарушениях подробно изложено в информационной записке за первое полугодие 2016 г.

Информируя о состоянии преступности и правонарушений среди несовершеннолетних, полагаю необходимым:
1. Рассмотреть информационную записку на заседании комиссии по делам несовершеннолетних Лепельского районного исполнительного комитета и заслушать с отчетами о профилактике правонарушений, преступлений и пьянства среди несовершеннолетних начальника ИДН Лепельского РОВД, должностных лиц УО «Лепельский государственный агротехнический колледж» с учетом нарушений выявленных в УО «Лепельский государственный профессиональный лицей» и предстоящим объединением учебных заведений.
2. Вопросы состояния преступности и правонарушений среди несовершеннолетних не реже одного раза в год рассматривать на заседании Лепельского районного исполнительного комитета с заслушиванием руководителей заинтересованных ведомств и принятием решений, направленных на стабилизацию криминогенной обстановки в молодежной среде.
3. Обратить внимание отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома на безусловное исполнение подведомственными организациями законодательства о проведении культурно-массовых мероприятий с участием несовершеннолетних, особенно в вечернее время.
4. Обратить внимание начальника отдела образования, спорта и туризма на обеспечение во взаимодействии с сотрудниками ИДН Лепельского РОВД проведение качественных социальных расследований по сигналам о насилии и развратных действиях в отношении детей с принятием надлежащих мер по их защите, особенно при поступлении повторных сообщений, свидетельствующих об ухудшении положения в семье.
5. Потребовать от начальника Лепельского РОВД:
- обеспечить оперативный обмен между подразделениями РОВД о молодежных группах антиобщественной направленности, их разобщение, своевременное выявление лиц, вовлекающих детей в противоправную деятельность;
- обеспечить своевременное предоставление в органы опеки и попечительства информации о случаях насилия над несовершеннолетними, а также информации о родителях, поставленных на учет в РОВД на основании ст.28 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». Оперативно информировать Лепельский РОСК о фактах развратных действий в отношении детей для проведения проверок в порядке ст.174 УПК Республики Беларусь;
- обеспечить участие сотрудников ИДН в социальных расследованиях фактов семейного неблагополучия, проводимых органами опеки и попечительства при поступлении сигналов о насилии и совершении развратных действий в отношении несовершеннолетних.
6. Потребовать от председателя КДН Лепельского райисполкома обеспечить эффективное выполнение координирующих и контрольных функций при исполнении всеми субъектами профилактики законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений, защите детей от насильственных преступлений.
Обеспечить качественное планирование деятельности КДН, исходя из детального анализа конкретных негативных тенденций, происходящих в молодежной среде, в целях реального влияния на предупреждение правонарушений несовершеннолетних.
Совместно с Лепельским РОВД обеспечить своевременную подготовку материалов о помещении подростков, совершивших правонарушения и общественно опасные деяния, в специальные воспитательные учреждения закрытого типа, особенно в отношении учащихся колледжа и лицея.
7. Информационную записку довести до сведения председателей сельских Советов депутатов, предложив им по мере необходимости анализировать и обсуждать на заседаниях исполкомов вопросы состояния профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних на подведомственной территории.
О результатах рассмотрения информационной записки и принятых мерах прошу письменно сообщить в прокуратуру района.

Прокурор Лепельского района
старший советник юстиции О.А. Нестеренок