О работе местных исполнительных и распорядительных органов в сфере защиты прав потребителей
Основным документом, регулирующим правовые отношения в области защиты прав потребителей, является Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей». Действие настоящего Закона распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договора розничной купли-продажи и иных подобных договоров.
Кроме данного Закона вопросы защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, иными документами, принятыми в развитие Закона.
Важным элементом государственной политики в сфере защиты прав потребителей является информационно-просветительская работа. На сегодняшний день на республиканских и региональных каналах периодически выходят тематические выпуски передач, печатные средства массовой информации систематически освещают проблематику по защите прав потребителей.
В Республике Беларусь государственные органы осуществляют защиту прав потребителей в рамках своей компетенции. Координацию деятельности в данной области осуществляет Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
В пределах области государственная защита прав потребителей и контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляется уполномоченными по защите прав потребителей областного, городских и районных исполнительных комитетов.
На территории Лепельского района государственная защита прав потребителей и контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляется уполномоченным по защите прав потребителей Лепельского районного исполнительного комитета, координация деятельности возложена на отдел экономики.
Уполномоченным постоянно оказывается консультативная помощь с целью повышения грамотности потребителей, организовываются выступления в печатных средствах массовой информации, на телевидении и радио, обеспечивается размещение соответствующей информации на стендах и официальных сайтах и т.д.
В пределах своей компетенции уполномоченный по защите прав потребителей рассматривает обращения потребителей, оказывает практическую помощь при разрешении конфликтных ситуаций, составлении исковых заявлений в суд.
В 2022 году отделом экономики Лепельского районного исполнительного комитета, уполномоченным по защите прав потребителей рассмотрено4 обращения граждан по вопросам защиты прав потребителей.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от
26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и
памятных датах в Республике Беларусь» ежегодно 15 марта в стране отмечается праздничный день – День потребителя.
В 2023 году в государствах-членах Евразийского экономического союза день потребителя проводится под девизом «Грамотный потребитель – ответственный бизнес» (соответствующая рекомендация принята на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 февраля 2023 г. № 4 «О тематике совместных мероприятий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей в 2023 году»).
Тема «Грамотный потребитель – ответственный бизнес» призвана обратить внимание на необходимость формирования пространства взаимного уважения и доверия между потребителем и бизнесом. Основа такой работы заложена Программой совместных действий государств – членов Евразийского экономического союза в сфере защиты прав потребителей.
Справочно:
Программа совместных действий государств – членов Евразийского экономическогосоюза в сфере защиты прав потребителей принята распоряжением Евразийского межправительственного советаот 21 июня 2022 года № 12. Программа предусматривает ежегодное проведение работы по информированию и просвещению населения Евразийского экономического союза по вопросам защиты прав потребителей. Тема такой работы определяется ежегодно, начиная с 2023 года, и закрепляется рекомендацией Евразийской экономической комиссии.
Общественное объединение «Белорусское общество защиты потребителей» для реализации идей Всемирного дня прав потребителей «Грамотный потребитель – ответственный бизнес» в 2023 году определило следующие мероприятия:
устранение ключевой проблемы, оказывающей негативное влияние на потребительский спрос и подрывающей экономическое развитие, заключающейся в недобросовестных действиях продавцов, мошеннических схемах и обмане потребителей;
формирование пространства взаимного уважения и доверия между потребителями и бизнесом;
проведения информационных и разъяснительных мероприятий для населения по вопросам защиты прав потребителей.