Главная / Социальная сфера / Здравоохранение / Лепельский районный центр гигиены и эпидемиологии / Лепельский районный центр гигиены и эпидемиологии информирует
Главная / Социальная сфера / Здравоохранение / Лепельский районный центр гигиены и эпидемиологии / Лепельский районный центр гигиены и эпидемиологии информирует

О некоторых особенностях маркировки молочной продукции

08.02.2022

        Всем известно, что молоко и молочная продукция являются одним из основных и важных направлений экспорта Республики Беларусь. Однако, именно по этой категории товаров зачастую возникают разногласия и споры вплоть до ограничения и запрета на ввоз. Кроме того, молоко и молочная продукция являются удобными мишенями для фальсификации со стороны недобросовестных изготовителей и импортёров, и как следствие - введения в заблуждение потребителей. Поэтому знание законодательных требований Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в отношении маркировки молока и молочной продукции в настоящее время представляется чрезвычайно важным.

         Требования к маркировке молока и молочной продукции, предназначенным для обращения на территории ЕАЭС, определяются техническим регламентом Таможенного союза «Пищевая продукция в части её маркировки» и техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (далее - ТР ТС 033/2013). С учётом практического применения этих документов, а также в целях дополнительной защиты потребителей решением Совета Евразийской экономической комиссии от 10.11.2017 № 102 приняты изменения в ТР ТС 033/2013, в значительной своей части касающиеся уточнения терминологии и требований к маркировке. Порядок введения в действие этих изменений определен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.03.2018 № 40.

        Так что нужно знать и в чем же разница между оригинальной молочной продукцией и продукцией, которая содержит заменитель молочного жира?

   Замена молочных жиров растительными – это удешевление продукции. Производитель, заменяя один ингредиент другим, экономит на сырье и, таким образом, зарабатывает больше. Вместе с тем, вопреки распространенному мнению, наличие растительных масел в качестве заменителей молочного жира – далеко не всегда опасно. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает, что продукты с заменителем молочного жира безопасны, в случае, если это не частично гидрогенизированные масла. Частично гидрогенизированные масла содержат большое количество трансжиров, чрезмерное потребление которых ВОЗ считает одним из рисков развития сердечно-сосудистых заболеваний и преждевременной смерти. Но стоит заметить, что гидрогенизированные масла прежде всего используют при производстве маргарина для промышленности, выпечки на его основе, изделий во фритюре и других продуктов с большим сроком годности.

      Если настоящий молочный продукт и тот, который похож на него и произведен с добавлением растительных масел, приготовлены добросовестно, то обычно нет разницы с точки зрения безопасности. Но следует ещё раз сделать акцент – замена молочных жиров растительными – это удешевление продукции. Промышленное производство молочной продукции с заменителями молочного жира обходится дешевле, а значит и цена на неё должна быть ниже. И главное – потребитель должен знать об этом, чтобы сделать правильный выбор!

        Согласно вступившим в силу изменениям в ТР ТС 033/2013 маркировка молочной продукции должна соответствовать следующим требованиям:

·        наименование молокосодержащего продукта с заменителем молочного жира должно начинаться со слов "молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира" (за исключением сливочно-растительного спреда, сливочно-растительной топленой смеси, мороженого с заменителем молочного жира).

·        информация о технологии производства молокосодержащего продукта с заменителем молочного жира указывается в виде слов "произведенный (изготовленный) по технологии" с указанием понятия, установленного для соответствующего молочного продукта.

·        размер шрифта наименования молокосодержащего продукта с заменителем молочного жира должен составлять не менее 2,5 мм.

·        в наименовании молокосодержащего продукта с заменителем молочного жира слово "продукт" может быть заменено общетехническим термином, характеризующим консистенцию или структуру продукта (крем, паста, соус и т.д.).
       Например:"молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметаны"; "молокосодержащий крем с заменителем молочного жира, произведенный по технологии творога".

·        на потребительской упаковке указывается информация о наличии в молокосодержащем продукте с заменителем молочного жира растительных масел. Указанная информация наносится на информационное поле, специально выделенное на упаковке или этикетке, шрифтом, контрастным цвету этого информационного поля. Информационное поле заполняется следующей информацией: "Содержит растительные масла". Информационное поле должно быть контрастным по цвету с этикеткой или упаковкой, на которую наносится маркировка продукта, в том числе его наименование. Размер шрифта информационного поля на потребительской упаковке молокосодержащего продукта с заменителем молочного жира должен составлять не менее 3 мм, в случае если размер упаковки позволяет заполнить информационное поле информацией указанных размеров шрифта. В случае, если размер упаковки не позволяет заполнить информационное поле информацией указанных размеров шрифта, указанная информация наносится шрифтом максимально крупного размера.

·        в наименованиях молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира по усмотрению производителя могут использоваться понятия, характеризующие особенности сырьевого состава продукта, способ его термической и специальной обработки (в случае, если такая обработка проводилась).

          Таким образом, новые требования по маркировке позволяют понять из названий молокосодержащих продуктов, что они содержат заменители молочного жира. Это помогает потребителю без проблем определить, что перед ним – традиционный молочный товар или похожий на него продукт с растительными жирами и осознанно принять решение о покупке.