Госпромнадзор проверил строительные площадки

16.03.2016

В октябре 2015 года Минским городским управлением Госпромнадзора проведены проверки 58 строительных площадок г. Минска, на которых эксплуатируется 86 башенных кранов. По результатам проверок приостанавливалась работа 8 кранов (из них 6 повторно при допуске в работу), один специалист привлечен к административной ответственности, 11 человек направлены на внеочередную проверку знаний.

При проверках установлено, что проблемным вопросом является невыполнение со стороны генподрядчиков (субподрядчиков) и владельцев грузоподъемных кранов (далее – владелец) требований безопасности труда, установленных в организационно-технологической документации (ПОС, ППР) строительных объектов.

Так, 06.10.2015 при проверке башенных кранов на строительном объекте «Жилой район Каменная горка. Микрорайон Каменная Горка-3. Детские ясли-сад на 230 мест №59 по генплану» в г. Минске (подрядчик – филиал СУ № 34 ОАО «Стройтрест № 7», владелец – ОАО «УМ № 79») выявлены следующие нарушения требований технических нормативных правовых актов:

  • устройство кранового пути выполнено у неукрепленного котлована, на насыпном грунте с нарушением допустимых расстояний от кранового пути до основания откоса котлована;
  • в опасную зону вблизи мест перемещения грузов краном попадает территория действующего детского сада № 108 Фрунзенского района. Вместе с тем в проектно-сметной документации не разработаны конкретные мероприятия по обеспечению безопасного производства работ башенным краном в стесненных условиях, в частности, не определены опасные производственные факторы, связанные с технологией и условиями производства работ, с определением и указанием зоны их действия;
  • не разработан проект производства работ кранами на возведение подземной части здания (нулевой цикл).

Аналогичные нарушения имели место на строительных объектах: «Средняя школа № 35 в м-не Масюковщина» (подрядчик – филиал СУ № 16 ОАО «Стройтрест № 1», владелец – ОАО «УМ № 79»):

  • акты сдачи-приемки земляного полотна под устройство верхнего строения рельсового пути, сдачи-приемки рельсового пути в эксплуатацию не содержат всех необходимых сведений о соответствии кранового пути требованиям ТНПА, не выполнена нивелировка поперечного и продольного профилей рельсового пути;
  • на месте производства работ используются неисправные съемные грузозахватные приспособления, не проводится периодический осмотр съемных грузозахватных приспособлений;
  • не обозначены границы опасных зон, в проекте производства работ не указана величина опасной зоны по периметру строящегося здания;
  • не разработаны способы строповки, зацепки грузов, перемещаемых краном (колонны, лестничные марши, подушки под установку колонн и т.д.).

В целях оперативного реагирования для профилактики и предупреждения аварийности и травматизма при эксплуатации башенных кранов на строительных объектах Минским городским управлением Госпромнадзора направлено информационное письмо о необходимости реализации комплекса мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации кранов руководителям 14-ти поднадзорных субъектов хозяйствования (владельцы). Обращено особое внимание руководителей и специалистов на соответствие установки кранов требованиям организационно-технологической документации, техническое состояние крановых путей, исправность приборов безопасности, а именно потребовано:

  • провести внеплановый инструктаж с машинистами башенных кранов;
  • провести проверку исправности крановых путей, обращая особое внимание на правильность и надежность установки тупиковых упоров в соответствии с требованиями организационно-технологической документации, эксплуатационно-технической документации заводов-изготовителей башенных кранов;
  • провести проверку исправности и функциональной работоспособности концевых выключателей механизма передвижения башенных кранов.

Владельцами кранов выполнены указанные первоочередные мероприятия, о чем уведомлено Минское городское управление Госпромнадзора.

С целью ужесточения требований и контроля за организацией и содержанием строительных площадок в части обеспечения безопасного производства работ с использованием грузоподъемных кранов Минским городским управлением за 9 месяцев 2015 года проведены проверки 103 строительных площадок г.Минска, на которых эксплуатируется 156 грузоподъемных кранов.

В ходе проверок и мероприятий технического (технологического, поверочного) характера выявлено 248 нарушений требований ТНПА. По результатам проверок привлечено к административной ответственности 12 должностных лиц, направлено на внеочередную проверку знаний 32 специалиста.

Характерными нарушениями являются:

  • неудовлетворительная инженерная подготовка к выполнению строительных и монтажных работ с применением грузоподъемных кранов. Устройство кранового пути у неукрепленного котлована, на насыпном грунте, без приведения соответствующих расчетов устойчивости массива грунта у основания рельсовых путей;
  • проекты производства работ не в полном объеме содержат требования правил безопасности по эксплуатации грузоподъемных кранов, не разрабатываются конкретные мероприятия по технике безопасности, не определяются опасные производственные факторы, связанные с технологией и условиями производства работ. Зачастую в проектно-сметной документации не приводятся конкретные мероприятия по обеспечению безопасного производства работ башенными кранами в стесненных условиях, когда в опасные зоны вблизи мест перемещения грузов кранами попадают эксплуатируемые гражданские здания и сооружения, пешеходные дороги и другие места возможного нахождения людей;
  • производителями работ несвоевременно подготавливаются площадки под установку кранов и складирования грузов, подъездные дороги, в том числе места выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Практически повсеместно в опасных зонах выполняется складирование грузов, размещаются участки по изготовлению изделий из арматуры, устанавливаются строительные механизмы, что не исключает нахождение рабочих в опасных зонах;
  • из-за низкой производственной дисциплины отдельных специалистов и рабочих грубо нарушается технология строительных процессов, имеют место случаи допуска к строповке грузов рабочих, необученных профессии стропальщик. Это обусловлено отсутствием надлежащего контроля, надзора со стороны руководителей подрядных организаций и владельцев кранов за выполнением ответственными специалистами требований ТНПА, а персоналом, обслуживающим грузоподъемные краны, – производственных инструкций.