Главная / Новости / Новости региона

Главное управление торговли: в 2022 году девиз Дня потребителя – ”Справедливые цифровые финансовые услуги“

14.03.2022
В Республике Беларусь, как и во всем мире, 15 марта проходит День потребителя. Всемирный масштаб праздника свидетельствует о значимости механизма защиты прав потребителей в системе социальной и экономической политики любого современного государства.

В Республике Беларусь координацию деятельности в области защиты прав потребителей осуществляет Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Другие государственные органы рассматривают в рамках своей компетенции вопросы, связанные с защитой прав потребителей в различных сферах деятельности.

В регионах государственная политика в области защиты прав потребителей реализуется областными, городскими и районными исполнительными комитетами.

За прошедший год структурными подразделениями Витебского облисполкома, горрайисполкомами рассмотрено 511 обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей, из них 211 (41%) – в сфере торговли и общественного питания, 163 (32%) – жилищно-коммунальных услуг, 78 (15%) – бытового обслуживания населения.

По результатам рассмотрения вынесено 15 предписаний об устранении нарушений законодательства, которые исполнены в установленные сроки, составлено 10 протоколов об административных правонарушениях. В досудебном порядке возмещено материального ущерба на сумму 7,9 тыс. рублей.

В 2022 году девиз Дня потребителя – ”Справедливые цифровые финансовые услуги“.

Потребители финансовых услуг (банковских, страховых, инвестиционных и др.) имеют такие же права и обязанности, как и в случае с любыми другими услугами.

Вопросы защиты прав потребителей, возникающие при оказании услуг банками, лизинговыми, инвестиционными компаниями, рассматриваются Национальным банком Республики Беларусь, в случае страховых услуг – Министерством финансов Республики Беларусь.

В компетенцию этих государственных органов входит, прежде всего, контроль за соблюдением финансовыми организациями обязательных условий договоров, пресечение навязывания услуг, сокрытия существенной информации, намеренного введения в заблуждение и других недобросовестных практик.

Использование цифровых технологий и интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам, создать комфортную пользовательскую среду.

По данным исследования, проведенного институтом социологии Национальной академии наук Беларуси в 2020 году, среди жителей Витебской области наиболее востребованы такие цифровые финансовые инструменты как интернет-банкинг (об использовании проинформировали  91,9% опрошенных) и мобильный банкинг (51,9%).

Наименее популярны онлайн-операции страхования, открытия депозита, текущего счета, подачи налоговой декларации, получения кредита, программы и приложения для учета доходов и расходов, планирования финансов.

Пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг, но одновременно возросли риски клиентов финансовых компаний.

Чем выше финансовая грамотность потребителей, тем больше у них возможностей для использования всего спектра цифровых технологий и защиты от интернет-угроз, в том числе финансового мошенничества.

В республике утвержден и реализуется план действий по повышению финансовой грамотности населения на 2019–2024 годы.

В частности, планом предусмотрено функционирование Единого интернет-портала финансовой грамотности населения Национального банка Республики Беларусь.

С помощью портала можно повысить свою компетенцию в финансовой сфере, ознакомиться с основными правилами  безопасности при использовании цифровых финансовых услуг и т.д.

Источник: vitebsk-region.gov.by