О состоянии борьбы с коррупционными преступлениями и правонарушениями на территории Лепельского района
Эффективное противодействие коррупции может быть обеспечено только при условии системного применения комплекса организационно-правовых, социально-экономических и организационно-практических мероприятий.
Противодействие коррупции является мерой защиты общества, государства, основных прав и свобод человека о одного из наиболее опасных видов правонарушения, все более приобретающего транснациональный и организационный характер и требующего для борьбы с ним консолидации всех институтов государства и гражданского общества.
В борьбе с коррупцией активное участие обязаны принимать в рамках установленной законодательством компетенции все государственные органы и иные организации независимо от формы собственности.
Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, эффективная борьба с коррупцией отнесена к приоритетным направлениям обеспечения безопасности государства.
Правоохранительными и иными органами района в 2020 году реализованы организационно-правовые, практические и иные меры, направленные на обеспечение неукоснительного соблюдения требований антикоррупционного законодательства. Вместе с тем значительной активизации работы службы ГБЭП РОВД по выявлению коррупционных правонарушений не имелось.
Прокуратурой района проанализировано состояние борьбы с коррупционными преступлениями и правонарушениями на территории района за прошедший год и первый квартал 2021 года.
Следует отметить, что по итогам 2020 года отмечено снижение количества зарегистрированных преступлений с 264 в 2019 году до 252 в 2020 году (-4,5 % или -12 преступлений). При этом общее снижение преступности по традиционным составам преступлений еще больше, однако значительный рост количества преступлений (с 28 до 65) наблюдается в сфере высоких технологий.
Уровень преступности на 10000 населения составил 78 при среднеобластном показателе – 92,2.
На территории района в 2020 году силами Лепельского РОВД выявлено 1 преступление коррупционной направленности по ч.1 ст.424 УК Республики Беларусь, за 1 квартал 2021 года коррупционных преступлений не выявлено.
Кроме того, учтено 2 коррупционных преступления по ч.2 ст.426 УК, уголовные дела по которым возбуждались и расследовались УСК по Витебской области по материалам ГУСБ МВД в отношении бывшего сотрудника Лепельского РОВД.
Уголовное преследование лиц, совершивших коррупционные преступления, является важной составляющей общей системы мер по противодействию коррупции. По результатам расследования уголовное дела по ч.1 ст.424 УК направлено для рассмотрения в суд Лепельского района, виновное лицо привлечено к уголовной ответственности.
Анализ выявленных на территории района правонарушений и преступлений коррупционной направленности показал, что в большинстве своем нарушения допускаются должностными лицами сельхозпредприятий, при это тех, кто имеет наиболее лучшее финансовое положение. Так преступление предусмотренное ч.2 ст.424 УК совершено должностным лицом СПФ «Заозерье « ОАО «Витебский мясокомбинат», существенные нарушения в сфере закупок товаров так же выявлены в указанном предприятии.
Сотрудниками ГБЭП РОВД в 2020 году значительно снижена эффективность работы по выявлению правонарушений в сфере экономики и противодействию коррупции. Так, за 2020 год составлено только 4 протокола об административном правонарушении (2019 – 25). При этом, по ч.1-1 ст.12.7 КоАП за незаконную заготовку и оборот лома черного металла только 2 протокола. Вместе с тем, значительное число совершенных краж на территории района связано с хищением и последующей реализации физическим лицам изделии металлолома.
В 2020 году работа ГБЭП была направлено на выявление преступлений по незаконному получению пособий по уходу за инвалидами либо престарелыми гражданами по ст.209 УК (5 преступлений) и преступлений связанных с присвоением вверенного имущества – ст.211 УК (4 преступления).
Вместе с тем, на протяжении более 5 лет Лепельским РОВД не выявлялись преступления предусмотрены ст.ст.430-431 УК, а также коррупционные преступления в сфере закупок.
Не достаточно эффективно оперативными сотрудниками ГБЭП Лепельского РОВД проводится оперативно-розыскная деятельность по направлению выявления коррупционных преступлений. Практически по всем делам оперативного учета отсутствует целенаправленная оперативная работа, оперативная информация поступает эпизодически и зачастую с большим опозданием. Ведомственный контроль за своевременным и качественным проведением запланированных по таким делам мероприятий недостаточно эффективен. Это влечет за собой неоправданную волокиту и приводит к утрате реальной возможности изобличения разрабатываемых лиц. Эти же недостатки остаются одной из причин того, что по значительному количеству случаев по результатам проведения проверок в возбуждении уголовного дела отказывается по реабилитирующим основаниям.
Анализ выявленных коррупционных правонарушений и преступлений, выявленных в 2020 году, показал, что практически все значимые нарушения были допущены в системе организаций агропромышленного комплекса.
В частности, проверкой деятельности СПФ «Заозерье» ОАО «Витебский мясокомбинат» по вопросам удержания денежных средств с работников филиала за приобретаемое ими мясо КРС, проведенной ГБЭП Лепельского РОВД и прокуратурой района, выявлены факты необоснованного начисления и удержания денежных средств с работников МТРК «Юрковщина» СПФ «Заозерье» с целью сокрытия падежа КРС.
В результате написания и подачи в бухгалтерию филиала «фиктивных» бестоварных заявлений у работника удерживались денежные средства из заработной платы.
Имело место и нарушение законодательства в сфере осуществления закупок товаров в указанном предприятии.
В период времени с января по май 2020 года главным инженером СПФ «Заозерье», фактически вступив в сговор с представителем ООО «ПРОМИС АЛЬЯС» осуществлял подготовку документов (маркетинговое исследование) для закупки запасных частей и механизмов для нужд филиала. В ходе проводимой проверки установлено, что фактически никакого маркетингового исследования не проводилось, всю документацию (коммерческие предложения) подготавливал указанный представитель от имени ООО «Промис Альянс», ООО «Отрана-М» и ООО «Агромаксимпорт».
При этом, ООО «Отрана-М» и ООО «Агромаксимпорт» не осуществляли свою деятельность и были исключены из ЕГР в 2012 и 2017 годах соответственно.
Главным инженером составлялись справки о проведении маркетинговых исследований, которые впоследствии утверждались директором СПФ «Заозерье». Впоследствии денежные средства за поставляемый товар оплачивался филиалом «Лепельский МКК».
Общая стоимость приобретенных товаров в ООО «Промис Альянс» только за апрель 2020 года составила более 132 тысяч рублей. Оплата произведена товаром филиала «Лепельский МКК».
Прокуратурой района постоянно проводится анализ хозяйственных отраслей и социальных сфер на предмет коррупционности с целью определения объектов проверок и своевременного принятия мер реагирования по предупреждению коррупции.
На неудовлетворительном уровне находится деятельность некоторых предприятий, организаций, их руководителей по исполнению требований антикоррупционного законодательства.
Вместе с тем, анализ выявленных правонарушений в 2020 году и перовом квартале 2021 года показал, что в ряде государственных учреждений имеет место систематическое нарушение антикоррупционного законодательства.
Так, проверкой, проведенной в 2020 году было установлено, что в период с 03.01.2020 по 17.03.2020 ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Лепельского района) (далее – ТЦСОН) проведено 20 процедуры государственных закупок в виде закупок из одного источника на общую сумму 130 855 рубля 22 копейки.
В соответствии с абз.3 п.3 ст.49 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в ред. от 17.07.2018) (далее – Закон о госзакупках) справка о проведении процедуры закупки из одного источника не позднее одного рабочего дня, следующего за днем ее утверждения, размещается заказчиком (организатором) на электронной торговой площадке.
Однако, в нарушение указанного требования законодательства, ТЦСОН справки об 18 проведенных процедурах закупок из одного источника на электронной торговой площадке не размещены.
В перовом квартале 2021 года прокуратурой района вновь была проанализирована работа ТСЦОН. По результатам проведенного анализа было установлено, что специалистами по организации процедур закупок товаров (работ, услуг) ТЦСОН Лепельского района при осуществлении закупок из одного источника были допущены нарушения ст. 49 Закона о госзакупках.
Согласно ст. 21 Закона Республики Беларусь 15 июля 2015 г. N 305-З «О борьбе с коррупцией», государственное должностное лицо обязано уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого оно находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, и вправе в письменной форме заявить самоотвод от принятия решения, участия в принятии решения либо совершения других действий по службе (работе), которые вызывают или могут вызвать возникновение конфликта интересов.
Вместе с тем, в нарушение указанных требований, Гражданка А., являясь государственным должностным лицом – заведующей одного из учреждений образования г. Лепеля, не уведомила в письменной форме своего руководителя – начальника отдела по образованию Лепельского районного исполнительного комитета в непосредственной подчиненности которого она находится, о возможности возникновения конфликта интересов при приеме на работу в качестве сторожа своего супруга.
Анализ работы комиссии по противодействию коррупции в КУПП «Боровка» проведенный в перовом квартале 2021 года показал, что ее работа не налажена должным образом в соответствии с требованиями законодательства.
Прокурор Лепельского района
советник юстиции В.М. Жигимонт