Изменения в Закон «О борьбе с коррупцией»

02.06.2023

01 марта 2023 года в Республики Беларусь вступил в силу с изменениями и дополнениями Закон «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон).

Законом Республики Беларусь от 30.12.2022 N 232-З «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией» внесено ряд изменений и дополнений в отдельные статьи Закона. В настоящей статье мы разберем отдельные изменения и дополнения, которые внесены в Закон.

Так, например, статья 17 Закона «Ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приправленных к ним лиц» дополнена положениями о необходимости соблюдения порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов;

Законом также установлен запрет совместной работы супругой, близких родственников или свойственников на определенных должностях не только в государственных органах, но и в организациях с преобладающей долей собственности государства, ранее имел место запрет на совместную работу только в государственных организациях. Также установлен запрет на использование государственным должностным лицом во внеслужебных интересах любого имущества государственного органа либо организации, а не только полученного им при использовании служебных обязанностей. Хотя ранее запрет распространялся лишь на имущество, переданное для исполнения непосредственно возложенных на него должностных обязанностей.

Кроме того, в Законе появилась новая норма устанавливающая общие основания ответственности юридического лица за совершение коррупционных действий от его имени либо в его интересах.

Статьей 38 Закона предусмотрено если физическое лицо от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного, осуществлялся подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица, это юридическое лицо несет ответственность в соответствии с законодательными актами.

Действующим законодательством закреплены и обязанности для руководителей государственных органов и иных организаций по предупреждению и выявлению нарушений законодательства о борьбе с коррупцией, устранению последствий нарушений, причин и условий, им способствующих. Ранее на руководителей возлагались лишь обязанности привлекать лиц, совершивших нарушения требований антикоррупционного законодательства и информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о таких фактах.

Исключены случаи представления председателями сельских, поселковых, городских Советов депутатов, их заместителями идентичных декларацией одновременно в различные организации. В настоящий момент председатели сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов депутатов, их заместители представляют декларации в районные Советы депутатов лишь в том случае, если не представлялись в городские органы, в которых они занимают государственные должности. Ранее декларации представлялись как в адрес районных Советов депутатов, так и по месту работы.

Изменен порядок изъятия имущества, принятого государственным должностным лицом в нарушение антикоррупционного законодательства. Основанием изъятия такого имущества будет являться совершение антикоррупционного правонарушения.

Законом конкретизированы нормы, связанные с порядком принятия государственным должностным лицом подарков, полученных при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. В Законе закреплено определение терминов «подарок, полученный в связи с протокольными и иными официальными мероприятиями» и «протокольные и иные официальные мероприятия». Исключено из Закона понятие «сувенир» с одновременным установлением предельной стоимости вручаемого лицу подарка в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей. Действующим Законом установлено, что не являются нарушением ограничений принятие подарков, полученных при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, стоимость каждого из которых не превышает двадцатикратного размера базовой величины на дату получения такого подарка, цветов (ранее в доход организации передавались подарки, полученные при проведении протокольных или иных официальных мероприятий стоимостью свыше 5 базовых величин).

Усовершенствован институт декларирования доходов и имущества, направленное на ликвидацию избыточных требований к этой процедуре. Так, лицам, занимающие ответственное положение или поступившим на государственную службу путем избрания, предоставлена возможность указывать в декларации сведения о доходах имуществе их несовершеннолетних детей без представления отдельной декларации, а в случае проживания ребенка с бывшим супругом последним осуществляется декларирование доходов и имущества такого ребенка.

Законом дополнена статья 27 «Доходы и имущество, не подлежащие обязательному декларированию». В настоящее время не подлежат обязательному декларированию в соответствии с настоящим Законом: цифровые знаки (токены); вознаграждения от суммы оплаты товаров (работ, услуг) с использованием банковских платежных карточек, систем дистанционного банковского обслуживания, в том числе в виде процентов; товары (работы, услуги), полученные (выполненные, оказанные) в рамках распространения рекламы и проведения рекламных игр, если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях таких товаров (работ, услуг); доходы, получаемые в рамках бонусных, маркетинговых и (или) иных аналогичных программ; скидки с цены (тарифа) товаров (работ, услуг); денежные средства, выплаченные (возмещенные) при направлении нанимателем в служебную командировку, на повышение квалификации, переподготовку, профессиональную подготовку и стажировку, в том числе выплаченные (возмещенные) принимающей стороной; коммерческие займы; доходы в виде подарков, стоимость (сумму) каждого из которых не превышает двухсотпятидесятикратного размера базовой величины на дату получения такого подарка; доходы от возмездного отчуждения имущества, стоимость единицы которого не превышает сорокакратного размера базовой величины на дату отчуждения такого имущества.

Законом дополнен ряд терминов и их определений таких как «организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности», «протокольное и иное официальное мероприятие», «лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий», «подарок, полученный при проведении протокольного и иного официального мероприятия».

Также законом регламентируется порядок использования служебного имущества, и в первую очередь служебного транспорта. Закреплена дополнительная форма взаимодействия, которая позволит конкретной организации получать от правоохранительных органов сведения о коррупционных деяниях свои работников. Это предоставит руководству организации возможность своевременной корректировки проводимых антикоррупционных мероприятий. Одновременно сохраняется обязанность самой организации по передаче правоохранительным органам информации о фактах коррупции среди ее работников.

 

Прокурор Лепельского района

советник юстиции                                                           В.М. Жигимонт