Главная / Новости / Новости региона

Организаторы Международного фестиваля современной хореографии в Витебске хотят изменить его концепцию

26.11.2010
БЕЛОРУССКИЙ КОНТЕНТ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА Двадцать два года назад в Витебске возник Международный фестиваль современной хореографии (IFMC), который послужил мощным импульсом для развития современной хореографии в Беларуси и стал значимым событием в культурной жизни всех стран на постсоветском пространстве. Такую высокую планку форум удерживает и сегодня. Об этом свидетельствует отношение к нему культурной элиты более 40 стран мира, поддержка Балетной академии Токио, Международного института имени Гёте, Американского танцевального фестиваля (ADF), Пекинской хореографической академии, Совета Российской национальной премии "Золотая маска" и многих других государственных и общественных структур. Фестиваль проходит в городе на Двине в 23-й раз. О том, что он собой представляет, каких целей достиг, к чему стремится и на каком этапе своего развития находится современная белорусская хореография, рассказала корреспонденту БЕЛТА бессменный руководитель IFMC, заместитель генерального директора по спецпроектам Центра культуры "Витебск" Марина РОМАНОВСКАЯ, на глазах которой проходил весь процесс становления белорусского современного танца. - Марина Геннадьевна, на примере фестиваля расскажите, как шло развитие современной хореографии в Беларуси и на каком этапе она находится сейчас. - Первые фестивали, когда современная хореография в странах бывшего СССР как вид искусства фактически не существовала, можно назвать нащупыванием творческой жилки, поиском тех, кому это направление интересно. Именно в начале 1990-х годов основались и сложились коллективы, появились люди, которые сегодня мэтры в своем деле. Например, балет Евгения Панфилова, Эксцентрик-балет Сергея Смирнова, театр "Провинциальные танцы" (Екатеринбург, Россия), Эммануэль Горда (Франция), Матс Эк (Швеция), Лин Хвай-мин (Тайвань). Этап становления белорусской современной хореографии начался спустя десятилетие. Только к двадцатому фестивалю стало возможным говорить, что в Беларуси сложилось пространство профессиональных людей и коллективов, которые занимаются этим видом искусства. На настоящем этапе процесс копирования, подражания, компиляции у нас ушел, белорусские коллективы имеют свое яркое лицо. Свидетельство тому - успешное выступление театра D.O.Z.SK.I (Минск) на международной танцевальной ярмарке Tanzmesse в Дюссельдорфе. На каком этапе мы находимся в настоящее время, сказать достаточно сложно: дать определенную оценку можно только спустя некоторое время. Однако если судить по нашему фестивалю, говорить о спаде интереса и внимания к современной хореографии точно нельзя. В нынешнем году благодаря огромному количеству желающих принять участие в форуме сформировался достаточно масштабный конкурс. За главные призы 27 ноября будут бороться 26 творческих коллективов и отдельных проектов. На конкурсную сцену выйдут артисты из Беларуси, Германии, Израиля, Китая, Латвии, Литвы, Молдовы, Польши, России, Словении, Украины, Швейцарии, Эстонии, Чили, Бельгии, Японии. В Витебск они привезли 13 одноактных балетов и 24 хореографические миниатюры. Все постановки разноплановы по темам, к которым обращаются хореографы, и формам произведения. Судить участников будет компетентное представительное жюри во главе с народным артистом СССР известным балетмейстером, лауреатом международных и всесоюзных конкурсов Валентином Елизарьевым. Поклонникам современной хореографии и театралам представлена также прекрасная гостевая программа. Она включает балет-фантасмагорию "Щелкунчик" театра современной хореографии "Киев Модерн-Балет" (Украина), который возглавляет один из известнейших молодых балетмейстеров Европы Раду Поклитару. Не менее интересен и балет "Downshifting" итальянской Spellbound Dance Company (Очарованная студия танца), моноспектакль "Solo con piano" Жанфранко Селестино (Люксембург) и постановки любимого гостя фестиваля - Пермского государственного театра "Балет Евгения Панфилова". Отмечу, что генеральным партнером фестиваля выступает СООО "Белвест" при поддержке Министерства культуры, Витебских облисполкома и горисполкома. - Всегда интересно узнать о перспективах. Что ждет современную хореографию в будущем? - Аналогичный вопрос мы адресовали нашим членам экспертного жюри, в которое входят известные хореографы, балетные критики, искусствоведы из Беларуси, России, Германии, Польши, Литвы и Эстонии. Так, некоторые считают, что в современное сценическое пространство будут активно внедряться новые технологии, сохранится многовекторность современного танца. Наряду с этим член экспертных советов и жюри Национальной театральной премии "Золотая маска" Лариса Барыкина (Россия) выразила мнение, что без государственной поддержки этот вид искусства может исчезнуть. Однако, на мой взгляд, современная хореография может пойти двумя путями: будет развиваться самостоятельно или растворится в сценическом искусстве. В частности, если наблюдать сценическое, театральное искусство, то все больше и больше просматривается внедрение элементов современного танца. Это обусловлено тем, что сегодня все тяготеет к синтезу видов искусства. В чистом виде мало что остается. Например, представления, в которых оркестр и балет выступают вместе. Целые картины, представляющие современную хореографию, вплетены в церемонию открытия Олимпийских игр. И они оставляют особенно сильное впечатление. Недавно завершилось детское "Евровидение-2010". Мне понравился номер конкурсанта из Литвы, вместе с которым выступал балет современной хореографии. Это смотрелось очень интересно, придавало юному артисту особенный шарм и высокую исполнительскую культуру. Поэтому с уверенностью можно констатировать, что современный танец помогает выразиться любому виду искусства. Конечно, как и у всех других направлений, у него будут свои взлеты и падения, это нормальный процесс. - Однако сейчас интерес зрителей к современной хореографии во всем мире просто огромен. Может ли на этой волне данное направление потеснить классические виды искусств. Тот же балет или народные танцы? - Актуальность современной хореографии объясняется ее мгновенной реакцией на реалии нынешнего дня, происходящие события. Я никогда не забуду, как перед очередным фестивалем в Эстонии произошло крушение парома. Находясь под сильнейшим впечатлением от этой трагедии, эстонские хореографы привезли на IFMC ассоциативный одноактный балет. Однако вытеснить классику современный танец ни в коем случае не сможет. И зрителя, и места, и сценического пространства достаточно и хватит всем видам и жанрам искусства, в том числе классическому балету, народной хореографии. - Большой популярностью, не уступающей уровню внимания к гостевой программе, на фестивале в Витебске всегда пользуются мастер-классы... - Мастер-класс - это хороший педагог и дорогое удовольствие. Как правило, их ведут люди, имеющие колоссальный опыт, прошедшие обучение в Америке или Европе, пропустившие эти знания через себя и создавшие свою авторскую технику. В последние годы мы проводим мастер-классы не только для участников, но и для всех желающих. Билеты раскупаются влет, так как участие в этих мероприятиях позволяет артистам получить новые знания, повысить свой профессиональный уровень подготовки. Интересны они и поклонникам современной хореографии, желающим увидеть этот вид искусства изнутри. В нынешнем году к нам приедут эстонские хореографы Ренее Номмик и Тиина Оллеск, норвежец Кеннет Флэк. Мастер-класс для бальников проведут гости из Молдовы Сергей Головня и Александра Сошникова. Они покажут, как работать с партнером. Это интересная тема, посвященная технологиям взаимодействия в паре. Часто в танце мы видим, как женщина спокойно укладывает на плечи мужчину. И выглядит все легко и изящно. На самом же деле за этим стоит серьезная подготовка, умение правильно дышать, группировать мышцы. - Про оперу часто говорят, что ее можно любить или ненавидеть. Относится ли это понятие к современной хореографии? - Раньше, если кто-то не понимал данного направления, я начинала негодовать. Теперь, став старше и мудрее, отношусь спокойно. Это нормальный процесс. Конечно, желание увлечь присутствует всегда, однако навязывать ничего нельзя. Если душа открыта и готова воспринимать что-то новое, неизвестное, то просто нужно предложить посмотреть, а выбор человек сделает сам. Сегодня на фестивале много молодых зрителей. Не теряют интереса к IFMC и те, кто начинал ходить на него при становлении форума. Таким образом, возрастной ценз нашей аудитории получается достаточно широким. И это приятно, ведь в программе затрагиваются актуальные темы, интересные каждому возрасту. - Остались ли у фестиваля резервы, куда он будет двигаться дальше? - Более двадцати лет назад фестиваль создавался с целью продвижения белорусских хореографов в европейское и мировое культурное пространство, создания современного хореографического искусства как неотъемлемой части современной культуры Беларуси. Сейчас, на мой взгляд, эту миссию IFMC уже выполнил. Посмотрите, огромное количество коллективов и танцовщиков желают участвовать в конкурсе. Мы получили более 50 заявок из самых разных уголков Беларуси и европейских стран. Одна из заявок пришла даже из Конго. Многие не смогли пройти, так как требования к конкурсантам самые высокие. Несколько лет назад мы бы их еще взяли, но фестиваль вырос, достиг уровня, до которого этим коллективам еще далеко. С учетом этого зреет идея изменить концепцию фестиваля, которая позволит вывести форум на новый этап развития, повысить его статус. Однако это еще обсуждается и озвучивать что-то конкретное рано. Ольга БОГАЧЕВА, БЕЛТА.-0-

БЕЛТА