Главная / Новости / Новости региона

"Славянский базар" движется по пути создания индустрии развлечений

18.07.2012
Завершается 21-й Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске", и самое время подвести некоторые итоги. Причем не творческие - об этом написано уже достаточно много. Я о другом... За два десятилетия существования фестиваль из местечкового превратился в масштабное культурное событие, перешагнувшее границы нашей страны. Убедиться в этом легко - достаточно посмотреть на список аккредитованных на фестивале: их более 400 человек из 15 государств. Среди них музыкальные критики и журналисты, работающие в специализированных изданиях, пишущих о культуре. Такой интерес профессионалов, несомненно, позволяет говорить о фестивале как о явлении. Оценки ему выставляются за организацию концертов, за подбор артистов и спектаклей, за конкурс молодых исполнителей. Мнения о "Славянском базаре" противоречивы, порой даже полярны. Однако разнообразие точек зрения говорит о том, что он живет и при всей неоднозначности оценок вызывает интерес. Как известно, хорошо или ничего говорят только в одном случае. Но мало кто отмечает роль "Славянского базара" в создании индустрии развлечений. Хотя еще два десятилетия назад, когда он только зарождался, околофестивальная жизнь ограничивалась выставкой художников и ремесленников, тремя десятками палаток на площади Свободы возле Летнего амфитеатра, в которых очереди не имели конца, да цирком шапито на окраине. Кроме фестивальных концертов и спектаклей смотреть и делать в городе было нечего. Негде было даже присесть с семьей или с друзьями, чтобы отведать шашлыка и выпить бокал вина. Вот и выходили горожане в город с кастрюльками с вареной картошкой, с нарезанными бутербродами и припасенной бутылочкой, устраивали ночные пикники прямо на газонах. Сейчас все выглядит кардинально иначе. Только одних детских аттракционов в городе в дни фестиваля можно найти с десяток. Трудно за один день обойти все ярмарки, распродажи, фэшн-акции. Протяженность рядов торговых палаток и уличных кафе измеряется уже километрами (в этом году - около 10 км). Выбор блюд, напитков, сувениров - на любой вкус и толщину кошелька. Центр города заполнен туристами. Причем не только из белорусских регионов, но и из соседних российских, из дальнего зарубежья. Кто-то приезжает только на концерты, кто-то специально берет отпуск и живет в городе весь фестиваль. По данным УВД, озвученным накануне фестиваля, в городе за счет приезжих ожидалось увеличение населения почти в полтора раза. Сколько денег оставили туристы в городе в дни фестиваля, естественно, пока не подсчитывали, но это значительные суммы, ведь в прошлом году среднестатистический турист, приехавший в Витебск в обычные дни, оплачивал услуг и товаров на $100-200. Один известный и успешный в Беларуси бизнесмен сказал как-то: "Если ты начал дело, которое принесет прибыль не только тебе, то это стоящий проект и у него есть будущее". Так и "Славянский базар в Витебске", задуманный два десятилетия назад как культурно-массовое мероприятие, дал толчок к развитию цивилизованной инфраструктуры развлечений. Пусть пока не такой масштабной, как за рубежом, но ведь и там все с чего-то начиналось... Министр культуры Беларуси Павел Латушко на пресс-конференции по случаю открытия 21-го фестиваля искусств "Славянский базар" сообщил интересные данные о том, что во время предыдущего фестиваля товарооборот в Витебске достиг Br20 млрд., увеличившись по сравнению с обычными днями более чем вдвое. В том, что в этом году цифра возрастет, сомнений не возникает. А ведь товарооборот - это налоги, это заказы промышленным и перерабатывающим предприятиям и, в конечном счете, это стабильная работа с достойной зарплатой. Во многом благодаря фестивалю в Витебске стал развиваться гостиничный бизнес, появляются кафе и рестораны. И хотя до сих пор нет пятизвездочного отеля, а в дни фестиваля не хватает мест в кафе, это вопросы, которые, без сомнения, разрешатся в самом скором времени. Инвестиционные предложения, в частности по строительству отеля, местные власти активно продвигают. А как преобразился город за три последних года: похорошела центральная историческая часть, засияли золотом купола старинных церквей. Давшая городу имя река Витьба из пересыхающего ручья вновь превратилась в полноценную реку, по которой можно проплыть на катамаране, а по набережной - погулять с ребенком или покататься на роликах. У Западной Двины тоже появилась набережная с фонтанами, беседками, удобными скамейками. По реке вновь курсируют прогулочные теплоходы. И это далеко не полный перечень того, что привлекает туристов и делает отдых самих горожан приятным и комфортным. На сайте Витебского горисполкома накануне фестиваля прошел опрос на тему "Что вам больше всего нравится в фестивале "Славянский базар в Витебске?". Так вот, 77,4% ответивших отметили: фестиваль нравится тем, что благодаря ему улучшается облик города и его инфраструктура. И лишь 3,3% респондентов считают, что фестиваль ничего не приносит городу. Не вызывает сомнений, что пример "Славянского базара" - фестиваля-долгожителя на постсоветском пространстве - подтолкнул другие белорусские города к созданию и проведению собственных масштабных праздников и фестивалей. И это правильно. Значит, индустрия развлечений развивается, а с ней прогрессирует новое направление экономики, в котором найдется место и государственным предприятиям, и частному бизнесу. Диана КУРИЛО, Витебск, БЕЛТА.-0-

БЕЛТА