Всемирный день прав потребителей, который ежегодно проводится 15 марта, в 2022 году пройдет под девизом «Справедливые цифровые финансовые услуги» (Fair Digital Finance)
Всемирный день прав потребителей был установлен 15 марта 1983, через двадцать лет после исторической речи Президента США Джона Ф. Кеннеди.
С 2000 года в нашей стране на государственном уровне учрежден День прав потребителей – 15 марта. День прав потребителей совпадает еще с одним государственным праздником в Беларуси – Днем конституции.
Всемирная организация потребителей (ConsumersInternational), членом которой является Общественное объединение «Белорусское общество защиты потребителей», представила тему Всемирного дня прав потребителей: «Справедливые цифровые финансовые услуги». В 2022 году потребительские организации по всему миру направят свои усилия на защиту потребителей цифровых финансовых услуг. С 14 по 18 марта также пройдет Форум Всемирной организации потребителей «Справедливые цифровые финансовые услуги» (Fair Digital Finance Forum). В форуме примет участие Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП), членом которого также является Белорусское общество защиты потребителей.
Каждый год 15 марта потребительское движение отмечает Всемирный день прав потребителей, повышая глобальную осведомленность о проблемах потребителей и способах защитить их права. В 2022 году внимание потребительских организаций обращено к цифровым финансовым услугам. Потребительское движение будет проводить кампании и исследования с целью развития цифровых финансовых услуг, которые будут инклюзивными, безопасными, справедливыми, устойчивыми, и которые будут держать данные пользователей под защитой.
В условиях быстро меняющегося рынка Всемирный день защиты прав потребителей даст импульс первому глобальному обсуждению цифровых финансовых услуг, основной фокус которого – улучшение положения потребителей.
Цифровые технологии кардинально меняют привычные рынки платежей, кредитования, страхования, становясь ключевым фактором для потребителей финансовых услуг. За недолгие годы повсеместного распространения цифровые финансовые услуги и финансовые технологии привели к значительным изменениям во всем мире:
· Ожидается, что к 2024 году число потребителей цифровых банковских услуг превысит 3,6 миллиарда человек. (Juniper Research, 2020).
· В развивающихся странах доля владельцев счетов, отправляющих и получающих платежи в цифровом формате, выросла с 57% в 2014 году до 70% в 2017 году (Findex 2017).
· 39% компаний придают внедрению финтеха первостепенное значение – это подчеркивает всемирный спрос на более инновационный финансовый ландшафт (JDSpura, 2020).
Однако распространение цифровых финансовых услуг привело к появлению новых рисков для потребителей и усилению традиционных рисков. Кроме того, обострилась проблема доступа – уязвимые группы населения занимают еще более неустойчивое положение в обществе, в котором все больше используются безналичные деньги.
Существуют убедительные доказательства того, что эти риски возросли в последние годы, а кризисы, такие как пандемия COVID-19, лишь их усилили. Обеспечение всех потребителей справедливыми цифровыми финансовыми услугами требует глобального и скоординированного подхода. В частности, быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует необходимость применять инновационные подходы к регулированию.
Сейчас как никогда важно выработать совместный подход к тому, какими характеристиками обладают справедливые финансовые услуги в цифровом мире, и какую роль финансовые услуги, ориентированные на потребителя, могут играть в решении таких глобальных задач, как устойчивое развитие. 2022 год станет решающим моментом для перемен в связи с предстоящими событиями, такими как пересмотр Высокоуровневых принципов защиты прав потребителей финансовых услуг G20/ОЭСР
Общественное объединение «Белорусское общество защиты потребителей» для реализации идей Всемирного дня прав потребителей» планирует в 2022 году:
- провести оценку доступности финансовых услуг для уязвимой группы населения (люди с ограниченными возможностями, пожилые люди – люди преклонного возраста);
- подготовить пакет конкретных предложений по изменению законодательства о защите прав потребителей – исключить из практики заключение кредитных договоров сторонними лицами, не являющимися представителями банков;
- обучить «азам» финансовой грамотности уязвимой группы населения (люди с ограниченными возможностями, пожилые люди) через тренинги по финансовой грамотности в 5 районных городах Беларуси.
Поэтому необходимо повышать цифровую грамотность потребителей, для того потребители могли пользоваться всем спектром интернет-технологий в сфере финансовых услуг, правильно оценивали их, а также владели навыками защиты от интернет-угроз.
Уполномоченный по защите прав потребителей в Лепельском районном исполнительном комитете
Быкова Юлия Владимировна, главный специалист отдела экономики
кабинет № 212, телефон 6-79-37.
Информируем, что в целях повышения уровня правовой грамотности и информированности потребителей МАРТ создан Telegram-канал по вопросам прав потребителей и способах их защиты: «МАРТ о правах потребителей». Подписаться можно по ссылке https://t.me/consumer_rights_by_MART
Реестр свидетельств работников общественных объединений потребителей
О работе местных исполнительных и распорядительных органов в сфере защиты прав потребителей
Памятка потребителю при покупке продовольственных товаров
О товаре ненадлежащего качества
Особенности осуществление покупок через интернет-магазин
Порядок предъявление претензий и исков